Воспитательная работа в училище опирается на духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающегося училища является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития личности высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обстоятельства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и ному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

в сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

в сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
  • укреплению национальной безопасности.

Направления воспитательной работы с суворовцами:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание социальной ответственности и компетентности;
  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;  
  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) ;
  • воинское воспитание.

Направления внеурочной деятельности:

  • Духовно нравственное направление внеурочной деятельности по курсу «Я патриот России» 5-9 класс;
  • Социальное направление внеурочной деятельности по курсу «Моя планета» 5-9 класс;
  • Интеллектуальное направление внеурочной деятельности по курсу «Я исследователь» 5-9 класс;
  • Общекультурное направление внеурочной деятельности по курсу «Я культурный человек» 5-9 класс;
  • Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности по курсу «Спортивные игры» 5-9 класс.

Формы организации воспитательной работы:

  • торжественные мероприятия, связанные с проведением государственных праздников и памятных дат Российской Федерации, дней воинской славы (победных дней) Российской Федерации, профессиональных праздников и памятных дней Вооруженных Сил, посвященные знаменательным событиям и датам;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, выпускниками училища;
  • классные часы по направлениям воспитательной работы (тематические);
  • воспитательные мероприятия (тематические), внеурочная деятельность;
  • диспуты, беседы, презентации;
  • спортивные мероприятия;
  • конкурсы: патриотической песни, рисунка, фотографии, видеоклипов, авторских стихотворений, стенной печати, строевой песни и др.;
  • смотры художественной самодеятельности;
  • экскурсии;
  • коллективно-творческая деятельность (КТД в роте, во взводе), направленная на развитие творческих способностей и социализации обучающихся: посещение театров, музеев, концертных залов, других культурно-зрелищных учреждений и спортивных объектов, проведение спортивных, досуговых игр и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и восстановлению физического и психологического состояния в выходные, праздничные дни и в каникулярный период;
  • летняя практика;
  • торжественное построение личного состава училища, посвященное последнему звонку, выпуску обучающихся.

Методы организации воспитательной работы:

  • методы формирования сознания личности (разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них системы взглядов и убеждений - разъяснение, рассказ, беседа, пример, внушение, инструктаж);
  • методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (формирование умений, навыков и привычек культуры поведения, сознательной дисциплины, ответственного отношения к порученному делу – упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации, поручение);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (побуждать поступать по нравственным законам, принятым обществом – соревнование, поощрение, наказание);
  • методы самовоспитания (формирование потребности в сознательной планомерной работе над собой, в совершенствовании своей личности – личные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка).

Виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • спортивно-оздоровительная;
  • проектная деятельность.

Основные усилия при организации воспитательной работы сосредотачиваются на формировании у обучающихся:

  • понимания и поддержки государственной политики в области обороны и военной безопасности Российской Федерации;
  • чувства любви и верности своему Отечеству - Российской Федерации, ее истории, национальным, культурным и духовным ценностям, традициям Вооруженных Сил, воинской чести и чувства достоинства, гордости за свою профессию и службу в Вооруженных Силах;
  • поддержания морально-психологического состояния суворовцев в интересах получения качественного среднего общего образования, обеспечения интеллектуального, культурного, нравственного развития в целом, а также военных знаний и навыков, необходимых в дальнейшем для успешного обучения в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны и службы в качестве офицеров Вооруженных Сил;
  • устойчивой военно-профессиональной мотивации, осознанного стремления стать офицером и служить в Вооруженных Силах;
  • физической выносливости, способности в дальнейшем стойко переносить тяготы и лишения военной службы;
  • высокой дисциплинированности, бдительности, умения хранить государственную тайну, постоянной готовности к вооруженной защите Российской Федерации;

Главный критерий оценки состояния воспитательной работы в училище - это уровень и качество подготовки выпускников училища, их готовность к обучению в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, стремление в дальнейшем проходить службу на офицерских должностях в Вооруженных Силах.

Ведущее место в воспитании обучающихся занимает систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа, осуществляемая в течение всего периода обучения на основе изучения индивидуально-личностных особенностей каждого суворовца и динамики формирования профессионально-важных качеств.

Центром воспитательной работы с обучающимися является рота (курс). В основу всей воспитательной работы с суворовцами ставится личный пример воспитателя и преподавателя. Влияние личности составляет основную воспитательную силу, которую нельзя заменить учебниками, нравоучениями и администрированием.

Система воспитательной работы с обучающимися

I этап (1-2 курс — 10-12 лет)

Основными задачами воспитательной работы в этот период являются:

  • обеспечение первичной адаптации суворовцев к условиям учебы, жизни и быта в училище;
  • привитие суворовцам навыков добросовестного отношения к учебе;
  • формирование у них чувства гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и коллективу училища;
  • формирование и развитие внутриколлективных отношений на основе дружбы и взаимопонимания;
  • формирование общей культуры поведения суворовцев;
  • организация досуга.

С этой целью воспитатели:

  • анализируют документы личного дела суворовца, результаты медицинского обследования и рекомендации психологической службы, обращая особое внимание на особенности характера и развития каждого суворовца во взводе, на курсе.
  • систематически проводят индивидуальные беседы с суворовцами по соблюдению требований Устава училища и распорядка дня, профилактике нарушений установленных правил взаимоотношений между суворовцами;
  • на основе результатов учебы, данных психологического сопровождения и личных наблюдений вносят необходимые коррективы в процесс воспитания каждого суворовца и личного состава курса в целом;
  • руководят сплочением коллектива суворовцев, формированием в нем здоровой морально-психологической атмосферы, установлением дружбы и товарищества;
  • организуют взаимодействие с родителями суворовцев, формируют родительский актив в целях повышения результативности учебной и воспитательной работы.
  • организуют культурно-досуговые мероприятия.

II этап (3 курс — 12-13 лет)

Основными задачами воспитательной работы в этот период являются:

  • завершение адаптации к условиям училища;
  • привитие осознанной мотивации в приобретении прочных знаний как необходимого условия военно-профессиональной ориентации;
  • воспитание у суворовцев потребности и умения заниматься саморазвитием, рационально распределять время в рамках реализации распорядка дня;
  • выработка сознательного отношения к вопросам поддержания правопорядка и дисциплины.

На этом этапе воспитатели:

  • анализируют совместно со специалистами психологической службы процесс адаптации суворовцев к условиям учебы, используя полученные результаты в повседневной деятельности;
  • уточняют методом личного наблюдения, изучения классного журнала, индивидуальных бесед с суворовцами, обмена информацией с другими участниками образовательного процесса;
  • систематически посещают уроки, поддерживают тесный контакт с преподавателями в целях осуществления контроля за процессом обучения и выявления суворовцев, которые не справляются с учебной программой, устраняют причины неуспеваемости;
  • участвуют совместно с психологической службой в проведении социометрических исследований и обобщении их результатов для совершенствования воспитательной работы.

III этап (4-5-й курс — 14-15 лет)

Основными задачами воспитательной работы в этот период являются:

  • поддержание и обеспечение мотивации в приобретении прочных знаний как необходимого условия военно-профессиональной ориентации, для успешного обучения в военно-учебном заведении;
  • совершенствование культуры поведения и этики взаимоотношений;
  • усиление работы по развитию у суворовцев военно-профессиональной направленности, любви к военной службе;
  • формирование осознанного выполнения основных уставных требований, организованности, исполнительности, дисциплинированности, уважительного отношения к старшим.

При решении этих задач воспитатели:

  • совместно с преподавателями организуют работу по изучению изменений, происходящих в мотивационной и ценностной сферах личности суворовцев, в том числе степени направленности на учебу в училище и будущую военную службу в должности офицера;
  • изучают тенденции и причины возможных изменений в заинтересованности суворовцев в учебе, поиске и принятии новых мотивов совершенствования своих знаний, навыков, умений;
  • неразрывно сочетают мероприятия культурно-досуговой работы с задачами патриотического и воинского воспитания и интересами суворовцев. Руководят процессом состязательности на курсе, распространении и стимулирования передового опыта в учебной работе и дисциплине суворовцев;
  • в работе с родительским активом уделяют особое внимание вопросам повышения успеваемости, профессиональной ориентации суворовцев, поддержания правопорядка и дисциплины;
  • совершенствуют работу по привитию суворовцам здорового образа жизни, предупреждению негативного опыта употребления алкоголя и наркотических веществ. 

IV этап (6-7 курс — 16-17 лет)

Основными задачами воспитательной работы в этот период являются:

  • совершенствование взаимоотношений суворовцев в коллективе;
  • укрепление осознанного отношения к вопросам поддержания правопорядка и дисциплины;
  • формирование у суворовцев осознанного выбора военно-учебного заведения Министерства обороны для дальнейшего продолжения учебы;

При решении задач воспитательной работы на этом этапе основное внимание обращается на изучение способностей, индивидуальной предрасположенности каждого суворовца к конкретной воинской специальности.

С этой целью воспитатели во взаимодействии с преподавательским составом, психологической службой:

  • уточняют степень готовности и желание каждого суворовца продолжить дальнейшую учебу в образовательных организациях Министерства обороны, для чего:
    • определяют индивидуальную направленность, склонность и предрасположенность каждого суворовца к избранной им воинской специальности;
    • оказывают помощь суворовцам в выборе будущей воинской специальности с учетом индивидуальных способностей и наклонностей, формирование личностных качеств;
    • определяют степень готовности к выбору иного военно-учебного заведения.
  • осуществляют комплекс мероприятий воспитательной работы, направленной на закрепление убежденности суворовца выпускного курса в правильности выбора будущей профессии офицера Вооруженных Сил и включающих в себя:
    • контроль за морально-психологическим климатом на курсе выпускников;
    • систематическое проведение классных часов, групповых дискуссий, вечеров вопросов и ответов, встреч с офицерами из числа бывших выпускников училища;
    • работу по распространению опыта отличников и передовиков учебы и дисциплины выпускного курса.
  • при организации и проведении мероприятий культурно-досуговой работы направляют её на формирование осознанного отношения к выбору будущей военной профессии.