Воспитательная работа в училище опирается на духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающегося училища является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития личности высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обстоятельства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и ному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
в сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
в сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укреплению национальной безопасности.
Направления воспитательной работы с суворовцами:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание социальной ответственности и компетентности;
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) ;
- воинское воспитание.
Направления внеурочной деятельности:
- Духовно нравственное направление внеурочной деятельности по курсу «Я патриот России» 5-9 класс;
- Социальное направление внеурочной деятельности по курсу «Моя планета» 5-9 класс;
- Интеллектуальное направление внеурочной деятельности по курсу «Я исследователь» 5-9 класс;
- Общекультурное направление внеурочной деятельности по курсу «Я культурный человек» 5-9 класс;
- Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности по курсу «Спортивные игры» 5-9 класс.
Формы организации воспитательной работы:
- торжественные мероприятия, связанные с проведением государственных праздников и памятных дат Российской Федерации, дней воинской славы (победных дней) Российской Федерации, профессиональных праздников и памятных дней Вооруженных Сил, посвященные знаменательным событиям и датам;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, выпускниками училища;
- классные часы по направлениям воспитательной работы (тематические);
- воспитательные мероприятия (тематические), внеурочная деятельность;
- диспуты, беседы, презентации;
- спортивные мероприятия;
- конкурсы: патриотической песни, рисунка, фотографии, видеоклипов, авторских стихотворений, стенной печати, строевой песни и др.;
- смотры художественной самодеятельности;
- экскурсии;
- коллективно-творческая деятельность (КТД в роте, во взводе), направленная на развитие творческих способностей и социализации обучающихся: посещение театров, музеев, концертных залов, других культурно-зрелищных учреждений и спортивных объектов, проведение спортивных, досуговых игр и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и восстановлению физического и психологического состояния в выходные, праздничные дни и в каникулярный период;
- летняя практика;
- торжественное построение личного состава училища, посвященное последнему звонку, выпуску обучающихся.
Методы организации воспитательной работы:
- методы формирования сознания личности (разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них системы взглядов и убеждений - разъяснение, рассказ, беседа, пример, внушение, инструктаж);
- методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (формирование умений, навыков и привычек культуры поведения, сознательной дисциплины, ответственного отношения к порученному делу – упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации, поручение);
- методы стимулирования поведения и деятельности (побуждать поступать по нравственным законам, принятым обществом – соревнование, поощрение, наказание);
- методы самовоспитания (формирование потребности в сознательной планомерной работе над собой, в совершенствовании своей личности – личные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка).
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- спортивно-оздоровительная;
- проектная деятельность.
Основные усилия при организации воспитательной работы сосредотачиваются на формировании у обучающихся:
- понимания и поддержки государственной политики в области обороны и военной безопасности Российской Федерации;
- чувства любви и верности своему Отечеству - Российской Федерации, ее истории, национальным, культурным и духовным ценностям, традициям Вооруженных Сил, воинской чести и чувства достоинства, гордости за свою профессию и службу в Вооруженных Силах;
- поддержания морально-психологического состояния суворовцев в интересах получения качественного среднего общего образования, обеспечения интеллектуального, культурного, нравственного развития в целом, а также военных знаний и навыков, необходимых в дальнейшем для успешного обучения в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны и службы в качестве офицеров Вооруженных Сил;
- устойчивой военно-профессиональной мотивации, осознанного стремления стать офицером и служить в Вооруженных Силах;
- физической выносливости, способности в дальнейшем стойко переносить тяготы и лишения военной службы;
- высокой дисциплинированности, бдительности, умения хранить государственную тайну, постоянной готовности к вооруженной защите Российской Федерации;
Главный критерий оценки состояния воспитательной работы в училище - это уровень и качество подготовки выпускников училища, их готовность к обучению в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, стремление в дальнейшем проходить службу на офицерских должностях в Вооруженных Силах.
Ведущее место в воспитании обучающихся занимает систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа, осуществляемая в течение всего периода обучения на основе изучения индивидуально-личностных особенностей каждого суворовца и динамики формирования профессионально-важных качеств.
Центром воспитательной работы с обучающимися является рота (курс). В основу всей воспитательной работы с суворовцами ставится личный пример воспитателя и преподавателя. Влияние личности составляет основную воспитательную силу, которую нельзя заменить учебниками, нравоучениями и администрированием.
Система воспитательной работы с обучающимися
I этап (1-2 курс — 10-12 лет)
Основными задачами воспитательной работы в этот период являются:
- обеспечение первичной адаптации суворовцев к условиям учебы, жизни и быта в училище;
- привитие суворовцам навыков добросовестного отношения к учебе;
- формирование у них чувства гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и коллективу училища;
- формирование и развитие внутриколлективных отношений на основе дружбы и взаимопонимания;
- формирование общей культуры поведения суворовцев;
- организация досуга.
С этой целью воспитатели:
- анализируют документы личного дела суворовца, результаты медицинского обследования и рекомендации психологической службы, обращая особое внимание на особенности характера и развития каждого суворовца во взводе, на курсе.
- систематически проводят индивидуальные беседы с суворовцами по соблюдению требований Устава училища и распорядка дня, профилактике нарушений установленных правил взаимоотношений между суворовцами;
- на основе результатов учебы, данных психологического сопровождения и личных наблюдений вносят необходимые коррективы в процесс воспитания каждого суворовца и личного состава курса в целом;
- руководят сплочением коллектива суворовцев, формированием в нем здоровой морально-психологической атмосферы, установлением дружбы и товарищества;
- организуют взаимодействие с родителями суворовцев, формируют родительский актив в целях повышения результативности учебной и воспитательной работы.
- организуют культурно-досуговые мероприятия.
II этап (3 курс — 12-13 лет)
Основными задачами воспитательной работы в этот период являются:
- завершение адаптации к условиям училища;
- привитие осознанной мотивации в приобретении прочных знаний как необходимого условия военно-профессиональной ориентации;
- воспитание у суворовцев потребности и умения заниматься саморазвитием, рационально распределять время в рамках реализации распорядка дня;
- выработка сознательного отношения к вопросам поддержания правопорядка и дисциплины.
На этом этапе воспитатели:
- анализируют совместно со специалистами психологической службы процесс адаптации суворовцев к условиям учебы, используя полученные результаты в повседневной деятельности;
- уточняют методом личного наблюдения, изучения классного журнала, индивидуальных бесед с суворовцами, обмена информацией с другими участниками образовательного процесса;
- систематически посещают уроки, поддерживают тесный контакт с преподавателями в целях осуществления контроля за процессом обучения и выявления суворовцев, которые не справляются с учебной программой, устраняют причины неуспеваемости;
- участвуют совместно с психологической службой в проведении социометрических исследований и обобщении их результатов для совершенствования воспитательной работы.
III этап (4-5-й курс — 14-15 лет)
Основными задачами воспитательной работы в этот период являются:
- поддержание и обеспечение мотивации в приобретении прочных знаний как необходимого условия военно-профессиональной ориентации, для успешного обучения в военно-учебном заведении;
- совершенствование культуры поведения и этики взаимоотношений;
- усиление работы по развитию у суворовцев военно-профессиональной направленности, любви к военной службе;
- формирование осознанного выполнения основных уставных требований, организованности, исполнительности, дисциплинированности, уважительного отношения к старшим.
При решении этих задач воспитатели:
- совместно с преподавателями организуют работу по изучению изменений, происходящих в мотивационной и ценностной сферах личности суворовцев, в том числе степени направленности на учебу в училище и будущую военную службу в должности офицера;
- изучают тенденции и причины возможных изменений в заинтересованности суворовцев в учебе, поиске и принятии новых мотивов совершенствования своих знаний, навыков, умений;
- неразрывно сочетают мероприятия культурно-досуговой работы с задачами патриотического и воинского воспитания и интересами суворовцев. Руководят процессом состязательности на курсе, распространении и стимулирования передового опыта в учебной работе и дисциплине суворовцев;
- в работе с родительским активом уделяют особое внимание вопросам повышения успеваемости, профессиональной ориентации суворовцев, поддержания правопорядка и дисциплины;
- совершенствуют работу по привитию суворовцам здорового образа жизни, предупреждению негативного опыта употребления алкоголя и наркотических веществ.
IV этап (6-7 курс — 16-17 лет)
Основными задачами воспитательной работы в этот период являются:
- совершенствование взаимоотношений суворовцев в коллективе;
- укрепление осознанного отношения к вопросам поддержания правопорядка и дисциплины;
- формирование у суворовцев осознанного выбора военно-учебного заведения Министерства обороны для дальнейшего продолжения учебы;
При решении задач воспитательной работы на этом этапе основное внимание обращается на изучение способностей, индивидуальной предрасположенности каждого суворовца к конкретной воинской специальности.
С этой целью воспитатели во взаимодействии с преподавательским составом, психологической службой:
- уточняют степень готовности и желание каждого суворовца продолжить дальнейшую учебу в образовательных организациях Министерства обороны, для чего:
- определяют индивидуальную направленность, склонность и предрасположенность каждого суворовца к избранной им воинской специальности;
- оказывают помощь суворовцам в выборе будущей воинской специальности с учетом индивидуальных способностей и наклонностей, формирование личностных качеств;
- определяют степень готовности к выбору иного военно-учебного заведения.
- осуществляют комплекс мероприятий воспитательной работы, направленной на закрепление убежденности суворовца выпускного курса в правильности выбора будущей профессии офицера Вооруженных Сил и включающих в себя:
- контроль за морально-психологическим климатом на курсе выпускников;
- систематическое проведение классных часов, групповых дискуссий, вечеров вопросов и ответов, встреч с офицерами из числа бывших выпускников училища;
- работу по распространению опыта отличников и передовиков учебы и дисциплины выпускного курса.
- при организации и проведении мероприятий культурно-досуговой работы направляют её на формирование осознанного отношения к выбору будущей военной профессии.